Pop Rock Dance
Brit-Pop Electronic
Jaz R&B
Sound Producer
Soundtrack
Статья обновлена в 2022 году
Можно ли обойтись без саунд - продюсера? Так ли критично для бизнеса
иметь чуть не доработанную в звучании песню?
"Чуть" доработать, это значит:
1. Совмещать в себе нескольких специалистов: композитора, аранжировщика
и саунд продюсера. Любая проблема в процессе работы не должна поставить
саунд продюсера в тупик. Деньги на студии утекают. Всё нужно делать
чётко, и не очень медленно. Если нужно - временно стать аранжировщиком и
подправить один из треков. Или превратиться в композитора и настоять на
переигрывании партии гитариста, так как эта разрушает весь драйв и
делает песню нерентабельной (в смысле доходов).
2. Саунд продюсер не должен быть расистом. Расист, не сможет соединить в
музыке 2 муз. культуры, одну из которых он ненавидит, или не знает.
3. У саунд продюсера должен быть опыт игры в группе, оркестре, или в
крайнем случае на инструменте. Он должен знать как звучит группа или
оркестр изнутри.
4. Саунд продюсеру не помешает знать, теорию и принцип обработки звука.
Но в России за красивым словосочетанием
"саунд продюсер", прячутся очень разные люди. Если вы ремонтируете
автомобиль - то всё понятно: вот он разбитый и не едет, а вот поехал и
следов вмятины не видно. Саунд продюсирование, это место где можно
многое не понимать, но делать умное лицо. Вот была песня такая, а вот
чуть другая. Как оценить работу? Кто услышит? Конечно потом, в магазине
слушатель голосует: покупает или плюётся. Но как оценить до магазина? До
клипа?
Интересно, что многие местные звукорежиссёры, просидев на студиях годы,
прослушав килограммы западных компакт дисков так и не поняли как
сводить.
Меняет человек что - то в треке, потом в другом, и внезапно у него не
только лучше не становится, а вообще всё разваливается. Ведь сведение -
это не просто звуки или чтение статей в спец. журналах. Это смешение
психоакустики, музыкальных культур различных стран и громадных
возможностей электроники. Другими словами, если в каких - то областях не
дано: то никто не сможет научить.
Если говорить в целом о качественном материале в России, то здесь
разрушительное влияние оказали несколько причин: 1. революция 17 года,
когда рабочий класс, а вместе с ним люмпены и оборванцы уничтожили слой
элиты, а вместе с ней и композиторов и музыкантов, оставив только
работающих на идеологию власти, типа Дунаевского и Михалкова. 2.
Прослушивание советской музыки, это: шансон, большинство советских и
сегодняшних песен, основанных на трёх - аккордовой системе, корни
которой идут из русских частушек и цыганских и еврейских мелодий и 3.
Пиратство. Если в цивилизованных странах альбом или даже одна песня
может принести сотни тысяч и даже миллионы долларов, и все: авторы,
исполнители, студия, менеджеры, бухгалтеры и секретари имеют свою
достойную долю в этом процессе, то в России большую часть дохода имеют
владельцы сайтов, продающие музыку через интернет, штамповщики компакт
дисков, прячущиеся на различных складах и продавцы, с напряжёнными
лицами раскладывающие эти диски в магазинах и на грязных ящиках на
улице. Нет развития, нет конкуренции, нет денег. И государство, и
власть, похоже поощряет пиратство. А может некоторые, кому не досталась
нефть, лес или металлы, курируют (прикрывают) пиратство, имея с этого
деньги. Вы скажете поощряют - сильно сказано. Но ведь у нас нет обменных
пунктов фальшивых долларов по курсу, ну например 1 к 8 ми. Т. е. за 8
рублей вы можете открыто и без страха купить 1 фальшивый доллар. За этим
строго следят. А вот фальшивую музыку, кинофильмы вы можете легко найти
на улице, рынках или переходах. К сожалению наши музыканты настолько
добрые, что лучше они скромно будут бездействовать, чем менять ситуацию,
и зарабатывать десятки тысяч, а может и миллионы на продаже своего
творчества.
В общем, если хотите стать саунд - продюсером или композитором -
аранжировщиком, никогда не слушайте шансон и большинство доморощенных
песен, особенно известных исполнителей которые вам впаривает продажное
Останкинское телевидение, продажное в том смысле, что редакторы программ
готовы показывать уровень ниже вульгарного, лишь бы им сунули в руку
пачку денег. Испортите слух мгновенно. Дело в том, что человеческий мозг
подобен магнитофону или хард - диску, чем больше дряни вы на него
записываете - тем меньше места на правильные и хорошие файлы. Ваш мозг,
уже при работе над песней будет постоянно, на подсознательном уровне
сравнивать, что у него в памяти и что сейчас.
В Москве например, разношёрстные менеджеры (по местному называющие себя
продюсерами), нашли для себя способ жить с пиратством: нагружать
исполнителей и музыкантов как лошадей концертами. Это не проходит
бесследно для муз. индустрии. Во первых, падает уровень исполнителей
из-за концертов под фонограмму, во вторых отбираются самые выносливые
лошади (а выносливые - не всегда талантливые), в третьих, намного меньше
получают те, кто зависит от авторских отчислений, это аранжировщики,
композиторы, те же исполнители, те же менеджеры, студии, фирмы по
производству и распространению и т. д. В четвёртых, места для всех не
хватает, и будущие лошади пытаются попасть к известному менеджеру на
прослушивание или проглядывание, расталкивая конкурентов. Конечно это
нельзя назвать шоу - бизнесом, пока существуют какие - то странные
раскрутчики, вместо лэйблов, оплата клипов на телевидении, подмигивания
и намёки вместо договоров. Но здесь так будет, пока существует
пиратство.
Но время идёт. И с 1 января 2008г. вступила в силу 4-ая часть
Гражданского кодекса, посвящённая интеллектуальной собственности.
Обратите внимание на статьи 1233, 1234, 1235, 1240, 1255, 1267, 1270.
Некоторые из этих статей кардинально меняют ситуацию в авторском праве.
Теперь любой композитор, продюсер (писатель, сценарист...) может легко
выиграть дело в суде, в свою пользу, собственноручно борясь за свои
права. И не просто выиграть. А ещё получить денег с воришки (с владельца
сайта, которого легко найти, с редактора в Останкино, с владельца
магазина, с продавца на улице) см. Право на песню. Новый кодекс Но для
этого нужно не только читать кодекс, но и действовать. Не говоря уже о
владельцах муз. телеканалов и муз. радиостанций. Их бизнес просто
развалится, если авторы запретят бесплатную трансляцию (по коксу это
называется "передача в эфир"). Кто - то скажет: "ну пусть, это же
реклама песни." Но на радио и телевидении берут деньги за рекламу.
Большие деньги. И мы разрешаем наполнять их эфир своим творчеством. И
разрешаем брать деньги за рекламу. Кто - нибудь знает, сколько стоит
показать новый голливудский фильм по телевизору? А знаете, почему их не
показывают сразу после съёмки, хотя это в принципе возможно? И никто не
говорит: ну пусть в Росси покажут для рекламы, бесплатно... Потому что,
трансляция нового фильма, как вы поняли, будет стоить 50 млн. долларов.
А старый (прошлогодний) примерно 0,3 млн. долларов. Т. е. для
окупаемости показа и прибыли нужно собрать от 0,4 млн. долларов. Что
реально для старого фильма. Поэтому нашим доверчивым авторам,
исполнителям, и муз. фирмам внушают, что музыка - это нечто эфемерное,
не стоящее денег.
Конечно сначала нужно чётко определить - кто
такой саунд продюсер. Позволю себе определение в одно предложение:
Саунд продюсер - это человек, который организовывает, руководит и
контролирет процесс создания фонограммы с максимальным коммерческим
качеством, исходя из суммы выделенных денег на этот процесс.
Не нужно путать с менеджером, как у нас это делают. Местные известные
менеджеры как правило ничего в музыке не понимают. А если понимают, то
на уровне: "слышал звон, да не помню где он." Менджер умеет и любит
организовывать концерты, давать интервью, рекламировать своего
исполнителя или группу, и собирать деньги от концертов и от продаж
носителей и через интернет. И ещё. Общее понятие продюсер за границей
подразумевает финансовый контроль за выделенной суммой денег
инвесторами. Будь то музыка, кино или мюзикл. В России же как всегда всё
искажено. Если деньги на кино или мюзикл выделяются, то делается
посредственный продукт, кинопродюсеры кладут откаты в карман и нанимают
бездарных режиссёров, композиторов и даже актёров. А мюзиклы берут
готовые, чтобы не тратить на композиторов, аранжировщиков и текстовиков.
Ведь никто не станет спорить с тем, что отечественное кино и мюзиклы
низкого качества. А в поп музыке, как я уже сказал, если и вкладывают,
то на уровне менеджера по раскрутке нового сорта пива. Естественно что
никто из этих исскуственных артистов так и не стал востребованным на
западе. Здесь надо менять всё - и менеджера и инвестора и артиста и
подключать саунд продюсера с композитором. Но так как местные инвесторы,
это не предприниматели, а как правило туповатые чиновники берущие взятки
и откаты, бандиты и крышующие бизнес правоохранительные органы, то
наивно предполагать, что эти люди будут стремиться к хорошему качеству и
правильной организации процесса.
Как становятся продюсерами на западе? Вот что об этом говорит Д. Гибсон,
написавший книгу "Исскуство сведения": "Профессиональные
инженеры делают больше, чем просто записывают и сводят. Они стараются
выявить все аспекты, насколько возможно. И если вы называете инженера –
«продюсер», то он получает намного больше денег, по определенным
причинам: инженеры, которые делают это успешно, становятся продюсерами."
А как у нас? В России экзамен на профессию саунд продюсера могут
выдержать наверное несколько человек из 145 миллионного населения.
Причины те же, что и с композиторами и аранжировщиками. Десятки лет в
стране почти не было студий и рекорд лэйблов и т. д. А московский союз
композиторов даже препятствовал молодым композиторам и музыкантам. То,
что выросло, то и есть. За те, примерно 20 лет свободного развития муз.
индустрии Россия так и не вышла на международный рынок с качественно
записанным и сведённым материалом. А на чём учиться, если нет своих
качественных записей, и школы, традиций? Все слушают импортные записи,
но расшифровки этих записей продолжаются до сих пор. Это напоминает
расшифровку пароля в 128 бит. Мало кому удаётся это. Ведь как я ужу
отмечал выше, непреодолимым препятствием могут стать факторы, которые вы
не в состоянии изменить у себя в голове. Многие это понимают и при
возможности стараются выехать за границу (если есть с чем поехать),
свести готовые треки или полностью записать альбом. Не всегда доверяют
саундпродюсирование российским троишникам. Как правило, там за границей,
где записывались всем известные хиты, да и просто хорошая музыка,
действует связка: звукоинженер и саунд продюсер. В России как всегда
отличились и... исключили кого то из этой связки. Студийные работники
мне могут возразить: "да у нас звукорежиссёр делает всё один!" Хорошо.
Но тогда где ваши Грэмми, и миллионные тиражи по всему миру? И почему к
вам никто не приезжает из Англии?
Не спорю. Есть думающие, образованные люди, способные спродюсировать
песню. Но как их найти?
1. Можно найти среди композиторов и аранжировщиков. Это те, кто
анализируют и сами производят(сочиняют) музыкальный материал. Они знают
из каких элементов состоит песня. Кроме того, они часто работают на
разных студиях и у нет привыкания к звуку определённой студии: к
мониторам, конвертерам, помещению...
2. Среди звукорежиссёров.
Но часто, звукорежиссёр на студии делает сведение, исходя из из уровня
своего кругозора. Если кругозор узкий - будет узкое сведение.
Я однажды слышал запись (трекинг и сведение на одной студии) известной
группы. Пульт SSL и остальное оборудование не хуже. Так вот, в Америке
такой звукорежиссёр давно бы работал уборщиком.
Как выбрать?
Самый простой способ - сравнивайте. Прослушайте на студиях 2 варианта -
до сведения и после. То что принёс аранжировщик, и результат после
сведения на студии. Услышите много интересного. Особенно полезно
послушать запись на самых простых переносных магнитолах, и муз. центрах
которые у вас дома, и в ваших наушниках, с которыми вы слушаете музыку
на улице. Если разницы нет или почти нет - вас развели на деньги. У меня
был случай, когда клиент заплатил немало денег за сведение, а перемены
были только в понижении уровня низких частот. На студии, в помещении где
проводилось сведение, из - за неправильной проектировки возникали
резонансы нижних частот там, где находился звукорежиссёр. И он
интуитивно занижал басы. К тому же человек был в бизнесе случайный, и
больше ничего не умел или не хотел. Короче говоря, сведение - это
персонал и всё. Внимательный саунд продюсер всегда сделает поправку на
помещение, или мониторинг. О оборудовании я вообще не говорю. Сейчас это
настолько подешевело и стало доступным, а некоторые мировые хиты сделаны
полностью в программной среде, что об этом говорят только те, кто не
бум- бум в музыке, и стараются перевести тему на оборудование, пытаясь
хоть что - то говорить.
Важное замечание: правильно записать и обработать песню можно в том
случае, если песня или композиция существует, если там есть потенциал. А
если у вас вместо песни: нечто..., мелодию которой настучал какой -
нибудь бездарь, который не хочет работать там, где ему предназначено
природой (не в музыкальной области) - у вас ничего не получиться. Хоть
где-нибудь в Лондоне пробуйте сводить и обрабатывать.
Пример 1 Здесь две стадии производства моей инструментальной композиции "31 Августа":
На iTunes эти композиции можно послушать с 23 декабря 2018 года
Как видно при сравнении отрывков, из простой, и даже странной идеи
вырастает глубина и муз. смысл. Даже в формате мп3 при низком битрейде в
160к в сек. слышно как увеличился объём, читаемость и все инструменты
помогают друг другу в создании муз. образа. Здесь также был сделан
начальный мастеринг, но сама аранжировка и сведение имет решающее
значение. Если вы использовали конфликтующие между собой звуки, если
слепили быстро аранжировку, если сделали ошибки в сведении, никакой
мастеринг не поможет. Другими словами: вы никогда не прикроете
мастерингом свои слабые идеи. Я намеренно не говорю об оборудовании.
Сейчас оборудование - не проблема.
Мы посчитали, сколько операций у нас ушло на обработку: 28, не считая
эквализации. По несколько действий на трек.
Если где-то вам скажут, что сделаем сведение песни за 2 часа, это значит
вам вместо нескольких десятков операций сделают 3 или 4. Скорее всего
останется специфический "пустовато - суховатый" российский звук
(конечно, после прочтения этой статьи вам могут сказать: мы делаем
сведение за 12 часов, но при этом качество будет совково-отвратительное.
Поэтому... доверяй, но проверяй. Особенно доморощенных студийных
работников.)
Или ещё пример. Здесь я выступил саунд продюсером собственной песни.
После того как, песня была сочинена и собственноручно аранжирована, она
была отложена и прошла стадию забывания в течении какого то времени. Это
необходимо для последующего свежего восприятия. (Когда на студии
сведение делается сразу после трекинга, тем же человеком - ждите
некачественной работы. Так называемый звукорежиссёр, прослушав песню раз
200, не может посмотреть на неё свежим взглядом, он в плену
многократного прослушивания. Кстати это ещё один аргумент в пользу
западного принципа работы, когда трекинг делает звукоинженер, а
саундпродюсер со свежей головой, не забитой микрофонами, уровнями
записи, и автотьюнами делает сведение. Кроме того, если аранжировщик
сделал неудачно какую то партию инструмента, московский звукорежиссёр не
остановит процесс сведения - он сегодня хочет получит денег за сессию.
Роль аранжировщика одна из главных. Фактически он - соавтор песни, так
как сочиняет вступление, связки, оркестровку и т. д. В наших условиях
аранжировщик часто становится саунд продюсером.) Итак, в процессе
сведения мы вычислили, что 3 трека вступают в противоречие с общей
концепцией, и пришлось безжалостно их переделать.
Пример 3 - Рок
Рок - это конечно хорошо, но без небольшого
количества скрипок, подчёркивающих тревожное настроение, картина была бы
неполной:
Нанокостюм. Новая версия костюма для популярной игры
Пример 4 - лёгкая музыка
Легко ли сочинить лёгкую мажорную мелодию или песню, соответствующей мировым стандартам? Если вы часто слушаете доморощенную музыку, то это сильно вредит процессу. Например рэп исполняемый местными рэпперами очень смешно звучит, потому что это в принципе ворованные мелодические линии и манера исполнения. И вообще это чужая культура. В России никогда не читали рэп. В России играли на гармошке и балайке, пели соло и хором, но там рэпом не пахло. Подробнее: о местных особенностях
В этом примере показано переплетение различных
энергичных партий, от современных синтезаторов до бэк вокала. Здесь
важно оставаться в рамках стиля. Одна неверная или неаккуратная партия -
и всё было бы испорчено.
Без опыта делать сложные, переплетённые между собой мелодизмы и гармонии бесполезно.
Зайдёте в тупик. Знаю по своему опыту. Бывает что ребус хорошего звука,
правильных партий решается долго. Во первых, то что делаешь сейчас -
никто не слышал, никто не знает как надо. Многие музыканты и продюсеры
переделывают по многу раз, пока не услышат то, что хотели. Например
"Битлз" в некоторых песнях делали по несколько сотен дублей при записи.
Вот и в данном примере, в 11 версии можно услышать и булькающий бас, и
мутный звук, и неправильный баланс, и огрехи, и отсутствие некоторых
партий, потому что они будут добавлены позже. Партии второстепенные, но
они будут давать замкнутость музыкального пространства и завершённость.
В принципе 54 вариант и есть окончательный.
Длительность 49 сек.
Пример 5 - Оркестр
Иногда для озвучивания лучше всего подходят инструменты симфонического оркестра (Музыка и права Evgeni)
Длительность 55 сек.
Один из серьёзных недостатков многих аранжировщиков - отсутствие
опыта игры в группе или оркестре. Из за этого аранжировки выходят
полусонными и скучными. Когда играешь в группе, то вбираешь энергию
и ритм других музыкантов, понимаешь эту энергию, и неважно какую
музыку будешь сочинять или аранжировать в будущем, рок,
танцевальную музыку или озвучивать ролики, эту энергию будешь
произвольно или подсознательно подмешивать даже в программной среде.
Кроме того, стараешься избегать механического звучания, которым
часто грешат секвенсоры. Иногда (естественно прослушивая западные
образцы музыки) можно заметить, как много значит какой нибудь трек
(в проф. смысле трек - одна дорожка в многоканальной записи). Как
связан этот трек с другими. Уберите его - и песня развалится,
замените другим инструментом - песня потеряет треть или половину.
Баланс инструментов, тембров, кол-во инструментов делает хит.
Сведение усиливает этот эффект хита. Мастеринг помогает зазвучать на
любых устройствах и в недорогих наушниках. Поэтому так важно найти
не только хорошего аранжировщика, который аккуратно и ненавязчиво
возведёт вашу мелодию на пьедестал, но и специалиста по сведению,
специалиста по упаковке всего этого хозяйства в единое целое.
В чём разница между плохим аранжировщиком и хорошим? Между
продюсерами? Хотя в совковых условиях часто решают всё делать сами:
мы сами всё услышим и обойдёмся без саундпродюсера. Как заказчику
выбрать? Есть хороший способ: Сделайте одну и ту же часть песни у
разных аранжировщиков, или саунд продюсеров. Да, сначала возрастут
расходы. Но если вы найдёте нужного человека, это многократно
окупится в будущем. Кроме того. Не факт, что лучшая аранжировка
будет самая дорогая. Многие в около - музыкальной области занимаются
этим, чтобы срубить денег. А "срубить" и качество - не всегда идут в
ногу. Если бы Дэнни Эльфман или Тимбаланд ставили впереди телеги
"срубить денег" - то мы бы о них никогда не узнали.
60е... Элмер Бернстайн (Elmer Bernstein) — американский композитор. Дирижёр. Его считали революционером в области музыкального сопровождения. Бернстайн написал музыку для ставшего культовым вестерна Великолепная семёрка (The Magnificent Seven) в 1960г., который оставался популярным в течение многих лет, а позже стал неотъемлемой частью рекламы сигарет Marlboro.
70е...
Ники Чинн и Майк Чэпмен (Nicky Chinn, Mike Chapman) - песни и
продюсирование для: Suzi Quatro, Sweet, Smokie, Blondie,
Slade:
70е...
Морис Уайт (Maurice White) - певец, композитор, музыкант,
продюсер, аранжировщик и лидер группы Земля, Ветер и Огонь (Earth,
Wind and Fire)
https://www.mauricewhite.com
Let's Groove
We can boogie on down, down, down, down
We can boogie on down, down, down, down
Let's groove tonight
Share the spice of life
Baby, slice it right
We're gonna groove tonight
Let this groove get you to move
It's all right, all right
Let this groove set in the shoes
So stand up, all right, all right
Gonna tell you what you can do
With my love, all right
Let you know girl you're looking good
You're outta sight, all right
Just move yourself and
You glide like a 747
And you lose yourself
In the sky among the clouds in the heavens 'cause
Let this groove, light up your fuse
It's all right, all right
Let this groove, set in the shoes
So stand up, all right, all right
Let me tell you what you can do
With my love, all right
Gotta let you know girl you're looking good
You're outta sight, all right
Just tell the DJ to play your favorite tune
Then you know it's okay
What you found is happening now
Let this groove light up the fuse
It's all right, all right
Let this groove set in the shoes
So stand up, all right, all right
You will find peace of mind on the floor
Take a little time, come and see, you with me
make a little sign, I'll be there after a while
If you want my love
We can boogie on down, down, down, down
Let's groove tonight
Share the spice of life
Baby, slice it right
We're gonna groove tonight
Let this groove light up the fuse
It's all right, all right
Let this groove set in the shoes
So stand up, all right, all right
Let this groove get you to move
It's all right, all right
Let this groove set in the shoes
So stand up, all right, all right
Just move yourself
Just move yourself
70е...
Алан Парсонс (Alan Parsons), запись "Обратной стороны Луны"
группы Пинк Флойд (Pink Floyd "Dark Side of the Moon")
Права на видео принадлежит "Eagle Rock Entertaiment", при участии
"EMI Records", "BBC Television".
Только для ознакомления.
70е...
Blue Weaver - британский сессионный музыкант, клавишник, автор песен,
музыкальный продюсер. Запись песен Би Джис (Bee Gees) в период с 1975 по 1981
годы.
CHORUS:
DMaj7 F#m7 Nobody gets too much heaven no more G D A7sus4 It's much harder to come by I'm waiting in a line. DMaj7 F#m7 Nobody gets too much love anymore G D A7sus4 It's as high as a mountain and harder to climb. VERSE: A7sus4 Oooh You and me girl got a lot of love in store and it flows through you and it flows through me and I love you so much more. DMaj7 And my love I can see we are forever G everthing we are will never die G A/G F#m7 Bm w/RIFF A Love is such a beautiful thing RIFF A: 1 1/2 |-------.--.---------.-----| |------10-12-12b-12-10-12--| |--9h11--------------------| |--------------------------| |--------------------------| |--------------------------| 1 & ah 2 & 3 & 4 & A7sus4 Oh you make my world a summer day Are you just a dream to fade away? CHORUS: DMaj7 F#m7 Nobody gets too much heaven no more G D A7sus4 It's much harder to come by I'm waiting in a line. DMaj7 F#m7 Nobody gets too much love anymore G D A7sus4 It's as high as a mountain and harder to climb. A7sus4 Ah you and me girl got a highway to the sky we can turn around from the night or day and the tears will have to wait Your my love I can a new tomorrow everthing we are will never die G A/G F#m7 Bm w/RIFF A Love is such a beautiful thing A7sus4 When you walk to me the night above meant for all to see our precious love CHORUS: DMaj7 F#m7 Nobody gets too much heaven no more G D A7sus4 It's much harder to come by I'm waiting in a line. DMaj7 F#m7 Nobody gets too much love anymore G D A7sus4 It's as high as a mountain and harder to climb. DMaj7 G Ahhhhhh AHHHHHHHHH! G A/G F#m7 Bm Love is such a beautiful thing A7sus4 Oh you make my world a summer day C7sus4 Are you just a dream to faaaade awaaay? CHORUS: (3 times and fade) F Am7 Nobody gets too much heaven no more Bb F C7sus4 It's much harder to come by I'm waiting in a line. F Am7 Nobody gets too much love anymore Bb F C7sus4 It's as wide as a river and harder to ride.
80е...
Квинси Джонс (Quincy Jones) альбомы "Плохой" и "Триллер" (Bad,
Thriller) М. Джексона. Справа на фото:
Дэни Эльфман (Danny Elfman) Композитор. Музыка к мультфильму "Симпсоны". К фильмам "Бэтман", "Человек - Паук" и т. д.
Текст Е. Ковальски, Evgeni- сентябрь 2012 - нояб. 2023г.